Преподаваемые дисциплины:
- Антикризисное управление;
- Вариативные формы дошкольного образования;
- Взаимодействие детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей;
- Гендерный подход в музыкальном воспитании;
- Государственно-общественное управление ДОО;
- Делопроизводство в ДОУ;
- Детский оркестр;
- Диагностика физического развития;
- Дидактическое и игровое оборудование в детском саду;
- Закаливание в ДОО;
- Инструментальное исполнительство;
- Информационное обеспечение управления дошкольной образовательной организацией;
- Информационные технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации;
- Использование нестандартного физкультурного оборудования;
- Компетентностный подход в образовании;
- Краеведческая работа с детьми дошкольного возраста;
- Литературное образование детей дошкольного возраста;
- Материально-технические ресурсы ДОУ;
- Менеджмент в образовании;
- Методика обучения детей конструированию;
- Методика обучения детей лего-конструированию;
- Методика ознакомления с художественной литературой;
- Методическая работа в ДОУ;
- Модели государственного общественного управления;
- Мониторинг физического развития детей;
- Музеи и театры мира;
- Музыка в контексте культурной картины мира;
- Музыкальное воспитание в контексте герменевтики;
- Музыкальное воспитание в семье;
- Музыкально-ритмическое развитие детей;
- Научный семинар;
- Образовательный маркетинг;
- Оздоровительные технологии в дошкольном образовании;
- Организация делопроизводства в ДОУ;
- Основы ресурсного управления персоналом в ДОО;
- Педагогический контроль физической подготовки;
- Планирование работы в ДОУ;
- Правовые основы управления и организация финансово-хозяйственной деятельности в ДОУ;
- Практика педагогическая по физическому развитию;
- Практикум игры на музыкальных инструментах;
- Практикум обучения игре на детских музыкальных инструментах;
- Практикум по выразительному чтению;
- Практикум по изготовлению дидактических пособий;
- Психологические основы управления дошкольным образованием;
- Психология управления;
- Риторика;
- Системы администрирования в ДОУ;
- Современные проблемы науки и образования;
- Современные технологии развития речи;
- Специфика закупок для удовлетворения муниципальных нужд;
- Стратегический менеджмент в ДОО;
- Театр в детском саду;
- Театрализованная деятельность;
- Теоретико-методологические основы музыкальной деятельности детей дошкольного возраста;
- Теоретико-методологические основы физической культуры детей дошкольного возраста;
- Теория и методика математического образования дошкольника;
- Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста;
- Теория и методика музыкального развития детей дошкольного возраста;
- Теория и методика познавательного развития детей дошкольного возраста;
- Теория и методика познавательно-речевого развития дошкольника;
- Теория и методика преподавания музыкальных дисциплин;
- Теория и методика развития речи;
- Теория и методика социально-коммуникативного развития детей;
- Теория и методика физического развития детей;
- Теория и методика формирования математических представлений детей дошкольного возраста;
- Теория и практика проектной деятельности в образовании;
- Теория управления образованием;
- Технологии математического развития детей;
- Технологический менеджмент в ДОО;
- Тренинг личностного роста руководителя;
- Тренинг управленческого общения;
- Трудовое законодательство в образовании;
- Управление дошкольным образованием;
- Управление ДОУ;
- Управление материально-техническими ресурсами ДОО;
- Управление муниципальными заказами;
- Управление образовательными системами;
- Участие образовательного учреждения в торгах и закупках;
- Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольной образовательной организации;
- Философия управления;
- Экология управления;
- Экономическое образование детей дошкольного возраста;
- Экспертные оценки в образовании и др.
О кафедре
Кафедра теории, методики и менеджмента дошкольного образования создана приказом ректора в 2016 году путем реорганизации кафедр теории и методики дошкольного образования и управления дошкольным образованием.
Кафедра является выпускающей по направлениям подготовки бакалавра 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль): «Дошкольное образование», 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность (профиль): «Дошкольное образование. Иностранный язык» (английский язык / китайский язык), «Дошкольное образование. Управление дошкольным образованием», по направлению подготовки магистра 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, направленность (профиль): «Управление и экспертиза в дошкольном образовании».
При кафедре осуществляется подготовка аспирантов по направлению 44.06.01 Образование и педагогические науки, направленность (профиль): «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика обучения и воспитания (уровень дошкольного образования)» и «Теория и методика профессионального образования».
В декабре 2016 года решением президиума Российской академии естествознания и в рамках реализации национальной программы «Золотой фонд отечественной науки» кафедра была награждена дипломом «Золотая кафедра России».
Научная деятельность кафедры:
Научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры направлена на разработку инструментария для оценки профессионально-управленческой квалификации руководителей ДОО; совместно с МАДОУ ДС №17 реализуется проект «Система менеджмента качества ДОУ»; на базе Федеральной экспериментальной площадки МБОУ С(К)О школа-интернат №11 осуществляется разработка инструментария оценивания социальных компетенций детей; совместно с сотрудниками ЦРО г. Челябинска ведётся разработка и создание электронного дидактического пособия по организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Кроме того, преподаватели кафедры вошли в авторский коллектив по составлению иллюстрированного приложения к программно-методическому комплексу «Наш дом – Южный Урал».
В 2017 году на кафедре было выполнено государственное задание Министерства образования и науки Российской Федерации №27.9462.2017/НМ «Проектирование, верификация и апробация концепции внутренней системы оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО на основе принципов государственно-общественного управления». Результаты работы нашли отражение не только в печатных изданиях, но также и в виде получения свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ «Мониторинг профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации» (№2018614221 от 03.04.2018 г.).
В 2020 году в рамках апробации мониторинга качества дошкольного образования, проводимого АНО ДПО Национальным институтом качества образования, преподаватели кафедры Б.А. Артёменко, Е.Н. Бехтерева, И.Б. Едакова, И.В. Колосова, И.А. Селиверстова, М.Л. Семёнова получили статус муниципальных координаторов и экспертов.
Кадровый состав
Артёменко Борис Александрович
Образование: Челябинский государственный педагогический университет, специальность «Биология» (2009), профессиональная переподготовка по программе «Преподаватель высшей школы» (2011), по программе «Воспитание детей в дошкольных образовательных организациях» (2014), по программе «Педагог-организатор» (2015); Оренбургский государственный педагогический университет, направление «Менеджмент», профиль: «Управление человеческими ресурсами» (2016); Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, направление «Специальное (дефектологическое) образование», профиль: «Специальная психология» (2019), Академия труда и социальных отношений, профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент организации» (2020).
Научные интересы: реализация непрерывности экологического образования на всех уровнях образования.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Экологическая оценка качества воды реки Миасс (в пределах Челябинской области) / Омск: ОмГПУ, 2012.
Преподаваемые дисциплины: "Научный семинар", Теория и методика экологического образования детей, Оздоровительные технологии в дошкольной образовательной организации, Основы менеджмента, Учебная практика «Введение в профессию», Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления, Теория и практика лидерства в образовании.
Награды и достижения:
- Член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (2013);
- Профессор Российской академии естествознания (2015);
- Doctor of Science, honoris causa (International Academy of Natural History, 2016);
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2014);
- Благодарность Комитета по делам образования г. Челябинска (2011-2019);
- Почётная грамота Управления образования администрации Копейского городского округа (2016);
- Благодарственное письмом Управления по делам образования г. Озёрска (2014);
- Благодарственное письмом Собрания депутатов Снежинского городского округа (2014);
- Благодарственное письмом главы Снежинского городского округа (2013);
- Благодарственное письмо главы администрации Центрального района г. Челябинска (2009);
- Медаль МАНЭБ им. М.В. Ломоносова (2014);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2012), II степени (2017).
Дильдина Наталья Александровна
Образование: Челябинский государственный педагогический университет, направление Педагогика, профиль: «Управление дошкольным образованием» (2013), направление Педагогическое образование, программа «Менеджмент в дошкольном образовании» (2015).
Научные интересы: методическое сопровождение дошкольного образования.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Формирование социальной активности у детей старшего дошкольного возраста в межкультурном взаимодействии.
Преподаваемые дисциплины: Вариативные формы дошкольного образования, Деловая игра как форма методической работы, Методическая работа в ДОО, Тренинг управленческого общения, Производственные практики: «Методическая в ДОУ», «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (проектная)», «Организация работы с педагогическим коллективом ДОО».
Бехтерева Елена Николаевна
Образование: Челябинский государственный педагогический университет, специальность «Педагогика и методика дошкольного образования» (2005); Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, направление Менеджмент, профиль «Управление человеческими ресурсами» (2016), Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (2020).
Научные интересы: социально-нравственное воспитание дошкольников в процессе речевого развития; информационное обеспечение образовательного процесса в ДОО.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста / Челябинск: ЧГПУ, 2008.
Преподаваемые дисциплины: Литературное образование дошкольников, Современные методы и технологии обучения детей дошкольного возраста, Теория и методика социально-коммуникативного развития детей, Информационное обеспечение управления дошкольной образовательной организацией, Информационные технологии в образовательном процессе дошкольной образовательной организации, Современные игровые технологии, Учебная практика: «Ознакомительная», Производственные практики: «Педагогическая в ДОУ», «Педагогическая в летний период», «Педагогическая в качестве воспитателя ДОО».
Награды и достижения:
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2014);
- Почётная грамота Министерства образования и науки Челябинской области (2012);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2016).
Селивёрстова Ирина Анатольевна
Образование: Магнитогорский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и психология (дошкольная)» (1994); специальность «Магистр образования» (1995).
Научные интересы: теоретические и практические аспекты управления организационными ресурсами дошкольного образовательного учреждения; управление реализацией инновационных проектов как ресурс развития дошкольного образовательного учреждения.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Содержание и пути совершенствования организации как функции управления дошкольным образовательным учреждением / Магнитогорск: МГПИ, 1999.
Преподаваемые дисциплины: Управление дошкольным образованием, Правовые основы управления, Организация финансово-хозяйственной деятельности в ДОО, Основы менеджмента в дошкольном образовании, Нормативное регулирование образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, Производственные практики: «Методическая в ДОУ», «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (проектная)», «Организация работы с педагогическим коллективом ДОО».
Награды и достижения:
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2006);
- Почётная грамота Администрации г. Челябинска (2017);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2014).
Бутенко Наталья Валентиновна
Образование: Целиноградский государственный педагогический институт, специальность «Русский язык и литература» (1984); Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессиональная переподготовка по программе «Воспитание детей в дошкольных образовательных организациях» (2017), Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (2020).
Научные интересы: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности / Екатеринбург: УрГПУ, 2006.
Тема докторской диссертации / место и год защиты: Концептуальные основы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста / Челябинск: ЮУрГГПУ, 2016.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика художественно-изобразительной деятельности детей, Теория и методика художественно-эстетическое развития детей, Художественный труд, Декоративно-прикладное искусство, Организация музея в ДОО, Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности.
Награды и достижения:
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2009);
- Почётная грамота Губернатора Челябинской области (2018);
- Почётная грамота Администрации г. Челябинска (2007);
- Благодарность Администрации г. Челябинска (2012);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2013).
Семёнова Марина Леонидовна
Образование: Челябинский государственный университет, специальность «История» (1996); Учебно-методический центр г. Челябинска, профессиональная переподготовка по программе «Воспитание детей в дошкольных образовательных организациях» (2016), Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (2019).
Научные интересы: управление дошкольной образовательной организацией.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Педагогические средства развития познавательного интереса у старших дошкольников / Екатеринбург: УрГПУ, 2006.
Преподаваемые дисциплины: Психологические основы управления дошкольным образованием, Краеведческая работа в ДОО, Управление разработкой и реализацией ООП ДО, Проектирование ООП ДОО, Современные проблемы науки и образования, Экология управления, Основы ресурсного управления персоналом в ДОО, Государственный контроль и надзор в сфере дошкольного образования, Оценка качества в сфере дошкольного образования, Научный семинар, Производственные практики: «Методическая в ДОУ», «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (проектная)», «Организация работы с педагогическим коллективом ДОО».
Награды и достижения:
- «Отличник народного просвещения» (1996);
- Благодарственное письмо Законодательного собрания Челябинской области (2012);
- Благодарственные письма Комитета по делам образования г. Челябинска (2012, 2013);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2020).
Пермякова Надежда Евгеньевна
Образование: Челябинский государственный педагогический институт, специальность «Химия–биология» (1979); Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессиональная переподготовка по программе «Воспитание детей в дошкольных образовательных организациях» (2017), профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (2019).
Научные интересы: экологическое образование детей дошкольного возраста, физкультурно-оздоровительная работа в ДОО.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста / Челябинск: ЧГПУ, 2009.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика физического развития детей, Теория и методика познавательного развития детей, Технологии взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
Награды и достижения:
- Член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (2011);
- Профессор Российской академии естествознания (2014);
- Почётный профессор Костанайского социально-технического университета им. академика З. Алдамжара (2013);
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2009);
- Почётная грамота главы Снежинского городского округа (2013);
- Благодарственное письмо Управления по делам образования г. Озёрска (2014);
- Почётная грамота Управления образования администрации Копейского городского округа (2016);
- Благодарность Комитета по делам образования г. Челябинска (2019);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2012), II степени (2019).
Колосова Ирина Викторовна
Образование: Челябинский государственный педагогический университет, специальность «Педагогика и психология (дошкольная)» (2000), Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессиональная переподготовка по программе «Менеджмент в образовании» (2019).
Научные интересы: социальное развитие детей дошкольного возраста, проектная деятельность педагогов ДОО, деловое общение в практике педагогов и руководителя ДОО.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Формирование культуры педагогического общения будущих специалистов дошкольного образования в комплексе «педколледж–педвуз» / Екатеринбург: УрГПУ, 2005.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика развития речи детей, Производственные практики: «Педагогическая в ДОУ», «Педагогическая в летний период», «Педагогическая в качестве воспитателя ДОО».
Награды и достижения:
- Почётная грамота Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (2019);
- Почётная грамота Министерства образования и науки Челябинской области (2001);
- Почётная грамота Администрации г. Челябинска (2014);
- Благодарность Комитета по делам образования г. Челябинска (2016).
Галкина Людмила Николаевна
Образование: Магнитогорский государственный педагогический институт, специальность «Педагогика и психология (дошкольная)» (1987).
Научные интересы: математическое и экономическое образование детей дошкольного возраста.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста / Екатеринбург: УрГПУ, 1999.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика математического развития детей, Теория и методика познавательного развития детей, Технологии математического развития, Технологии легоконструирования в ДОО, Методика конструирования в ДОО, Производственные практики: «Педагогическая в ДОУ», «Педагогическая в летний период», «Педагогическая в качестве воспитателя ДОО».
Награды и достижения:
- «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2012);
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2002);
- Почётная грамота Губернатора Челябинской области (2018);
- Почётная грамота Администрации г. Челябинска (2014);
- Благодарственные письма Комитета по делам образования г. Челябинска (2012, 2013, 2015);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2013).
Галянт Ирина Геннадьевна
Образование: Челябинская государственная академия культуры и искусств, «Социально-культурная деятельность» (2005); Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, профессиональная переподготовка по программе «Воспитание детей в дошкольных образовательных организациях» (2017).
Научные интересы: целостное и гармоничное развитие ребенка в творческом процессе; музыка как средство инклюзивного воспитания.
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников / Екатеринбург: УрГПУ, 2006.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика музыкального воспитания детей, Теория и методика художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, Музыкально-ритмическое развитие детей, Практикум обучения игре на детских музыкальных инструментах, Театр в детском саду, Театрализованная деятельность детей, Театр как средство художественного развития детей, Риторика, Практикум по выразительному чтению.
Награды и достижения:
- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2010);
- Благодарственные письма Комитета по делам образования г. Челябинска (2012, 2013, 2015);
- Медаль ЮУрГГПУ «За трудовые заслуги» III степени (2015), II степени (2020).